Новый закон об образовании в РФ принят депутатами Госдумы в первом чтении. В том случае, если документ вступит в силу, он заменит два действующих базовых документа — "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были утверждены в 1992 и 1996 годах соответственно. Проект устанавливает общие принципы, регулирующие отношения в системе образования. Кроме того документ закрепляет государственные гарантии реализации права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями. По словам инициаторов, проект, хотя и сохранит преемственность с действующим законодательством, но предусмотрит новые возможности для повышения качества образования. В частности, документ предусматривает возможность получать образование бесплатно и в негосударственных учебных заведениях. Кроме того, документ призван облегчить доступ детей к дошкольному образованию. "Оно может быть обеспечено как в форме семейного образования, так и в образовательном учреждении, причем не только в детских садах, но и в дошкольных группах при школах и так далее", — уточнил Ливанов. Главным образом, законопроект нацелен на предоставление учащимся возможности выбора индивидуальной учебной программы — как в самой образовательной организации, так и вне ее. Чиновники предполагают, что достичь этой цели можно будет благодаря активному сотрудничеству образовательных учреждений и использованию дистанционного и электронного обучения. "Впервые закрепляются особенности образовательной деятельности — при получении образования гражданами, которые проявляют выдающиеся способности, гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации образовательных программ в таких сферах, как искусство, культура, медицина, оборона и безопасность государства", — цитирует комментарий Ливанова ИТАР-ТАСС. Предусматриваются и нормы, которые обеспечивают открытость образовательных учреждений и программ для учащихся и их родителей. "Принцип открытости реализуется путем закрепления на законодательном уровне уже апробированных на практике механизмов — участие заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении образовательными организациями, в оценке эффективности через проведение общественной аккредитации, участие работодателей в подготовке государственных образовательных стандартов", — пояснил министр образования. При этом согласно законопроекту, образовательные организации могут быть обязаны завести сайт с минимально необходимой для потребителей информацией. Еще одно новшество — процедура так называемой "независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценки деятельности образовательных организаций, определять достоверность информации о качестве образования и его соответствия запросам потребителей". Кроме того, запланировано формирование "нового института педагогической экспертизы в отношении тех нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопрос обучения и воспитания". ( по материалам сайта vesti.ru)
|