Практически всегда, попадая в незнакомую ситуацию, человек испытывает сильнейший стресс. Смену места учебы, новый классный коллектив, встречу с незнакомыми учителями многие школьники воспринимают с волнением и тревогой. Ребенок попадает в новый коллектив – это среда незнакомых людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, новые модели поведения, условия учебы, правила учебного заведения. Начинается адаптация к новому - ознакомление ученика со школой и изменение его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры учебного заведения.
Во время адаптации новичков в школе важна роль и помощь классного руководителя. Он должен помочь ученику познакомиться с одноклассниками, с учителями, с новой учебной ситуацией, приобрести чувство уверенности. Важно снизить тревожность ученика пред встречей с новым, а в классе создать благоприятную обстановку для успешной адаптации.
В первые дни пребывания в новой школе возможны изменения в поведении ученика. Он может быть не активным, не успевать за общим темпом работы в классе, излишне возбудимым и раздражительным или наоборот пассивным. Надо отнестись с пониманием к изменениям в его поведении. Это защитная реакция организма на школьные нагрузки. В это время не завышайте требования к ребёнку, это только усложнит адаптацию. Узнайте, что его тревожит, какие трудности стали возникать, проявляйте искренний интерес в общении с новичком. Настраивайте ребёнка на соблюдении режима дня.
Наибольшую помощь классному руководителю в период адаптации могут оказать родители. Из беседы с ними можно узнать о здоровье ребёнка, его интересах и увлечениях, склонностях к изучению учебных предметов, особенностях общения и друзьях.
Признаки успешной адаптации (на заметку родителям).
- Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
- Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- У него появились друзья-одноклассники.
Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей - предметников. |