Работа с ППО — одно из основных направлений деятельности школьной методической службы, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования.
Цель этой деятельности заключается в повышении качества образования и воспитания.
Предполагаемый результат — совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса».
В широком смысле под ППО понимается мастерство учителя, обеспечивающее высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития учащихся.
В более узком смысле этого понятия к нему относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, т. е. то, что называется новаторством.
Если в первом случае ППО является хорошим образцом для учителей, еще не овладевших педагогическим мастерством, то во втором случае он является ценным именно потому, что прокладывает новые пути в школьной практике и в педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению, распространению, внедрению в практику других учителей.
.
Работа с ППО ведется на различных уровнях:
• на уровне учителя. Она связана с самообразованием, самоанализом, самооценкой учителем своего опыта работы. Деятельность по самообразованию предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др. Таким образом, самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки учителей;
• на уровне руководителя ШМО;
• на уровне творческой группы.
Самоанализ и самооценка деятельности свидетельствуют об уровне сформированности у педагога основных педагогических, методических умений и нравственно-эстетических качеств, способствующих развитию его творчества и профессионального мастерства. Данная работа прослеживается в выступлениях учителя на заседаниях ШМО, МС, педагогического совета и конференциях, при подготовке творческих отчетов и, что самое главное, при составлении описания собственного опыта;
• на уровне администрации школы. Изучение и оценка педагогической деятельности учителя способствуют поддержке и дальнейшему развитию его творчества, распространению его профессионального опыта среди членов педагогического коллектива, повышению качества образования. Результаты этой работы отражаются в целостном описании опыта учителя, в основе которого, в первую очередь, лежит описание технологии данного опыта (Методические рекомендации «Целостное описание передового опыта»), а также в составлении информационно-педагогического модуля, который представляется в РМК;
• на уровне РМК.
Работа с ППО ведется в различных направлениях.
Ознакомление с опытом работы отдельных педагогических коллективов по данному вопросу, оказание помощи зам. директорам по ВР, руководителям МО классных руководителей, педагогов дополнительного образования в изучении, обобщении и распространении ППО осуществляется в ходе инструктивно-методических совещаний, семинаров-практикумов. Например, семинары для зам. директоров по ВР следующей тематики: «Творческая самореализации личности классного руководителя в условиях модернизации образования»; «Формирование ключевых компетенций через клубную деятельность».
Формирование банка адресов ППО с учетом тематической направленности: управление образованием, педагогика, методика преподавания. Преобладающее количество адресов — это ИПМ по методике преподавания, отражающие технологию опыта педагога и способствующие оперативному знакомству с данным опытом, определению его оптимальности, трудоемкости, возможности использования в педагогической деятельности другими учителями на уровне города («Адреса педагогического опыта»).
Внедрение, распространение, отслеживание результатов внедрения ППО прослеживается также в организации и проведении работы по участию педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических чтениях, конференциях и других мероприятиях.
|