Автор: Попова Татьяна Юрьевна, преподаватель-тренер МДОУ №4 "Солнышко" п.Новосергиевка
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно
способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений,
повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время
для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная
двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной
деятельности детей. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30 - 35 минут.
Подвижные
игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для
дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После
спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного
характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После
физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности.
Проводить их нужно в середине или конце прогулки план должен включать игры: малоподвижности, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять
её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям
возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр
соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю,
который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом
уровней подвижности и физической подготовленности. Кроме
этого организуются игры: забавы аттракционы игры-эстафеты сюжетные подвижные
игры, игры с элементами спорта, народные игры
хороводные спортивные упражнения
(Катание на санках, Ходьба на лыжах).
Выбор игры зависит от времени
года, погоды, температуры воздуха, от состояния детей.
Большое
воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий
детей, их поведение в игровой деятельности. В
течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты),
при этом разучено 3-4 новые игры. Общая
длительность игры составляет 10-12 минут. Любая
прогулка состоит из пяти основных частей. Это наблюдение, труд, игр,
индивидуальная и самостоятельная работа.Прогулку
можно начать с наблюдения. Предлагаю детям определить погоду. - Какая сегодня погода? (солнечная, дождливая). -
Понаблюдаем за солнце Здесь можно
предложить детям сделать гимнастику для глаз.
Индивидуальная
работа. Предложить ребенку мяч для забрасывания в баскетбольное кольцо.Самостоятельная
деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты,
выносной материал ( мячи, прыгалки, велосипеды в летние время в зимнее лыжи
санки). Тем самым повысить двигательную активность детей на прогулке.
Я хочу предложить больше проводить "Прогулки-походы за
территорию детского сада". Прогулки-походы представляют
собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе
которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются
двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и
эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности. Как известно, дети старшего дошкольного
возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что
является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского
сада - в парки, зеленые площадки микрорайона. Пешие прогулки-походы могут включать в себя
все или часть предлагаемых ниже составляющих: Наблюдение в природе и сбор
природного материала ; Выполнение
имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых); Подвижные
и дидактические игры; Физкультурное
занятие или комплекс игр и физических упражнений; Упражнения на
дыхание, игры на внимание; Самостоятельные
игры детей (на привале); Походы
могут быть разными; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются
цели и задачи.Детям
обязательно сообщается конкретная цель
предстоящей деят ельности, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из
опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать
деревья, каких нет на нашем участке" и т. д. Важно,
чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в
разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения. В содержание
походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные
ранее. Я
подобрала серю игр: малоподвижности,
игры средней активности, игры с высокой
двигательной активностью. Которые рекомендую вам .
Игры с высокой двигательной активностью.
Убегай от водящего Участники игры встают в колонну по
одному и держат друг друга за пояс. Первый игрок колонны - водящий - пытается
поймать последнего игрока. Если это удается, то на их место назначаются другие
игроки.
Золотые ворота Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки
берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная
дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая
команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и
каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды.
Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая
команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение
игры говорит: Золотые
ворота Пропускают
не всегда. Первый – разрешается, Второй раз запрещается, А
на третий раз Не
пропустим вас! На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из
второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга.
Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не
всегда удается. Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят
свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно
опускают руки. Когда во второй команде остается один человек, он признается
победителем, а команды меняются ролями.
Волки и овцы Дети стоят в двух шеренгах,
расстояние между которыми 2 - 3
м; в первой шеренге - "овцы", во второй -
"волки". По сигналу руководителя стоящие в дальней шеренге
"волки" пытаются догнать "овец". Финишем служит боковая
линия площадки. Тот, кто успел добежать до финиша стает победителем.
Ловкая
акула
Воспитатель разделяет участников игры
на группы, давай им названия рыб. "Акула" располагается в центре
круга игрового поля, "рыбы" - в своих кругах по кромке игрового поля.
Воспитатель громко произносит одну или несколько названий рыб, которые начинают
бегать вокруг "акулы". По сигналу воспитателя "акула"
пытается поймать "рыб", плавающих вокруг. "Рыбы", до
которых дотронулась "акула", превращаются в "акул" и
помогают ловить играющих. Игра продолжается до тех пор, пока все
"рыбы" не станут "акулами". Побеждают игроки, которые
больше всего поймали "рыб".
Играй, играй, мяч не теряй
Каждый
участник получает мяч, который он может вести поочередно правой, левой и обеими
руками, не мешая товарищам. Побеждает тот, кто двигался быстрее и точнее.
Котята и щенята
Играющие делятся на две группы: одни
"котята", другие "щенята", они находятся в разных концах
площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова
"котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают
"гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро
влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места. После 2-3
повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом:
предложить всем тихо и медленно "по кошачьи" пройти.
Антилопы и львы
Разновидность
пятнашек, участники делятся на 2 команды: одни – львы, другие – антилопы. Львы
– это водящие, они прячутся на местности и ждут, когда антилопы подойдут
близко. А дольше как в простых салках.
СОРОКОНОЖКА
Нужно разделить детей на 2 команды.
Каждый участник должен привязать себя к близстоящему товарищу за щиколотку
веревочкой(длина примерно 50
см). Задача — добежать до линии финиша — на пути можно
поставить какие-нибудь небольшие препятствия — ограничители, которые нужно
огибать. Игра очень шумная и веселая.
Игры средней активности
ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА
Игроки становятся в кружок и бросают
друг дружке мячик — в любом порядке, главное — делать это надо очень быстро.
Кто не словил — выбывает.
А-рам-шим-шим,
Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед
рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: А-рам-шим-шим, А-рам-шим-шим,
Арамия-гусия,
Покажи-ка
на меня. На
последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает
рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к
спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в
центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну
сторону, то выполняют какое-то задание ребят - поют, танцуют, читают и т.д.
После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они
повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый
водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более
старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и
девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться.
Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.
Ягоды, фрукты,
овощи
Дети становятся в круг лицом к центру. 3 игрокам вручается по
большому резиновому мячу разного цвета. Каждый цвет соответствует названию
ягод, фруктов, овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый -
фрукты, синий - овощи. По сигналу руководителя все мячи передаются по кругу из
рук в руки. Внезапно руководитель произносит одно из слов, например
"малина". Передача мячей прекращается, игрок, держащий в руках
красный мяч, обозначающий ягоды, поднимает его над головой. Затем передача
мячей прекращается, руководитель называет другое слово. Каждый раз тот, кто
перепутает ягоды, фрукты и овощи, выходит в центр круга, затем вновь вступает в
игру, а его место занимает новый человек.
Зеркальное отображение
Ведущий стает лицом к игрокам и
делает разные движения. А дети должны повторять, как в зеркале, все его
движения. Кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не
ошибся.
Путаница
Игроки
выбирают ведущего, который выходит за двери. Остальные дети становятся в круг,
берутся за руки. Не размахивая рук, они стараются как можно хитрее
"запутаться". Можно проходить под руками соседей, переступать через
них. Когда все запутаются, ведущий заходит в комнату и распутывает участников,
повторяя их действия в обратном порядке. Руки игроков при этом не опускаются.
Далее выбирается новый ведущий, который снова выходит за двери, а остальные
"запутываются".
Игры малой подвижности
Угадай чей голосок Один участник игры становится в круг
и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: "Мы
собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг, и как скажем скок - скок -
скок! - Угадай чей голосок?" Слова "Скок - скок - скок!"
произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен
узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
Ярмарка
Эта игра
развивает воображение, мышление, память, быстроту реакции и подходит для детей
в возрасте от 3 до 6 лет. В качестве инвентаря можно использовать любые предметы разных
цветов. Перед началом игры дети должны встать в круг. Они будут продавцами.
При этом малыши должны держать за спиной в руках разнообразные предметы. В
центр круга заходит покупатель. Он кружится, вытянув вперед руку, как стрелку,
а остальные дети поют: Ваня,
Ваня, покружись, Всем
ребятам покажись,
И какой товар милей, Укажи
нам поскорей! Стоп!
После этого покупатель останавливается и начинает разговор с
продавцом, на которого указала его рука. Например, покупатель говорит, что
хочет фрукт. Продавец должен предложить ему фрукт, схожий по цвету с игрушкой
за его спиной. Например, предлагает клубнику, если у него за спиной красная
игрушка.
В следующем туре покупателем становится продавец.
Шпионы Пригласите детей на улицу, попросите
их внимательно наблюдать за происходящим на улице. Через 5 минут попросите их
ответить на вопросы:
-Сколько женщин прошло мимо?
- Сколько
мужчин?
- Во что
была одета женщина, вошедшая в подъезд?
- Сколько
человек ели мороженое? |