Об утверждении
и введении в действие
федеральных
государственных требований
к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
В
соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 июня 2004 г.
№ 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18,
ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; №
48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; №
6, ст. 738; № 14, ст. 1662) приказываю:
Утвердить
прилагаемые федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и ввести их
в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Министр А.
Фурсенко
Приложение
Утверждены
приказом
Министерства
образования и науки
Российской
Федерации
« 23 » ноября
2009 г.
№ 655
Федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования
устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее – образовательные
учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их
объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется
экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при
лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации
образовательных учреждений.
II. Требования к структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разрабатывается, утверждается и
реализуется в образовательном учреждении на основе примерных
основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка
которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на
основе федеральных требований.
2.2. Программа
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей
дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по
основным направлениям – физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
соответствовать
принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать
принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой
практике дошкольного образования);
соответствовать
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные
цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивать
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с
учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
основываться
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
предполагать
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной
части;
2) части,
формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. Обязательная
часть Программы должна быть реализована в
любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную
программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно
необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им
основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах
компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в
себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Часть
Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие
приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по
проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации Программы,
составляет от 65% до 80% времени
пребывания детей в группах с 12-ти
часовым
пребыванием в зависимости от возраста
детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в
которой Программа реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы составляет не менее
80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой
участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
2.10.
В зависимости от
направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей
дошкольного возраста – общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или
комбинированной – могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной
деятельности образовательного учреждения.
Для всех
образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного
возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного
учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в
образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования.
2.11.
Общий объем
обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями
их развития, спецификой дошкольного образования
и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения);
образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную
деятельность детей;
взаимодействие
с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
2.12.
Общий объем
обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с
ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах
компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом
направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,
спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом
и (или) психическом развитии детей;
образовательную
деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную
деятельность детей;
взаимодействие
с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.13.
В группах
сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества
дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.14.
Обязательная
часть Программы должна содержать следующие разделы:
1)
пояснительная
записка;
2)
организация
режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3)
содержание
психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4)
содержание коррекционной
работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5)
планируемые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
6)
система мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
III. Требования
к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1)
возрастные и
индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном
учреждении;
2)
приоритетные направления
деятельности образовательного учреждения по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
3)
цели и задачи
деятельности образовательного учреждения по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
4)
особенности
осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические,
климатические и другие);
5)
принципы и подходы
к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении включает:
1)
описание ежедневной
организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и
индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая
личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;
2)
проектирование
воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом
воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3.3.
Содержание
психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по
формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются
интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области
«Физическая культура» направлено на достижение
целей формирования у детей интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое
развитие через решение следующих специфических задач:
развитие
физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление
и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование
у воспитанников потребности в
двигательной активности и физическом совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области
«Здоровье» направлено на достижение целей
охраны здоровья детей и формирования
основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение
и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание
культурно-гигиенических навыков;
формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности
собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности
окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование
представлений об опасных для человека и
окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение
к правилам безопасного для человека и
окружающего мира природы поведения;
передачу
детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира транспортного средства;
формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и
окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области
«Социализация» направлено на достижение
целей освоения первоначальных
представлений социального характера и включения детей в систему социальных
отношений через решение следующих задач:
развитие
игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного
отношения к труду через решение следующих задач:
развитие
трудовой деятельности;
воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
формирование
первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого
человека.
3.3.6. Содержание образовательной области
«Познание» направлено на достижение целей
развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей
через решение следующих задач:
сенсорное
развитие;
развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование
элементарных математических представлений;
формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области
«Коммуникация» направлено на достижение
целей овладения конструктивными способами
и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
развитие
свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех
компонентов устной речи детей (лексической
стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной
речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
практическое
овладение воспитанниками нормами речи.
3.3.8. Содержание образовательной области «Чтение
художественной литературы» направлено на достижение
цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение
следующих задач:
формирование
целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие
литературной речи;
приобщение
к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области
«Художественное творчество» направлено на
достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через
решение следующих задач:
развитие
продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный
труд);
развитие детского
творчества;
приобщение
к изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области
«Музыка» направлено на достижение
цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение
к музыкальному искусству.
Основные
общеобразовательные программы содержат
перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.
3.4. Раздел программы
«Содержание коррекционной работы» разрабатывается
при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно
быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать: Продолжение здесь.
|