В последнее время законодательные документы, определяющие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Именно воспитание определяет направленность личности, вводит ребенка в окружающую культуру.
Сегодня актуальны идеи самооценки детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности и толерантности, гуманистическая ориентация концептуальных оснований деятельности педагога.
Трансформация ценностей в российском государстве, их смещение в сторону от духовно – нравственной сферы и в обществе, и в образовании привели к изменениям представлений молодежи о справедливости, честности и т.п. в сторону стяжательства, эгоизма, стремления разбогатеть любой ценой. Среди ценностей и ценностных ориентаций молодежи в ближайшие годы огромной по значимости педагогической проблемой является проблема воспитания у российского школьника осознания ценности здорового образа жизни, образованности, культуры общения и поведения.
Образование – это основной путь развития личности, но оно бесполезно и даже вредно без воспитания, без его направления в сторону освоения культурных общечеловеческих ценностей.
Данная концепция определяет теоретические основы и направления воспитательной деятельности в Оренбургской области.
В образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей рассматриваются как многоуровневая социально- педагогическая и образовательно-воспитательная система, которая функционирует на основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр образовательных услуг, удовлетворяет постоянно растущие индивидуальные образовательные потребности, обеспечивают воспитаннику свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптация к социальным их мнениям и приобщения к культурным ценностям человечества. Учреждения дополнительного образования детей с этих позиций – идеальная и уникальная система, интегрирующая дошкольное, общее и профессиональное образование. Выступая в качественно новом состоянии образовательного социально – педагогического института, учреждения дополнительного образования детей представляют собой инновационную сферу вариативного, неформального образования как самостоятельные образовательно – развивающие учреждения.
Отечественная система дополнительного образования детей является высшим фактором сохранения престижа России страны, обладающей уникальной системой дополнительного образования детей со своими традициями.
Предпосылки разработки концепции
« Воспитание оренбуржца XXI века»
Основными предпосылками разработки региональной концепции воспитания юного оренбуржца XXI века являются:
* приоритетность задач воспитания, обозначенных в законодательных документах и формулирующих государственную политику в сфере воспитания и дополнительного образования ( Закон РФ « Об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», « Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральная программа развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 1010 гг.»);
* региональные особенности оренбургского края и оптимальные условия для развития современного воспитательного пространства:
.многонациональный состав населения;
. приграничность географического положения края; аграрная направленность экономики региона;
.богатое культурно- историческое и педагогическое наследие;
. традиционная востребованность образования;
.развитие инновационных процессов во всех сферах деятельности;
.поддержка детства государственными органами власти, гражданскими институтами и общественными организациями;
.межведомственное взаимодействие в решении задач воспитания подрастающего поколения;
. развитая инфраструктура детской занятости, досуга и оздоровления;
.высокий научный потенциал.
Воспитание должно стать одним их ведущим механизмов развития, формирование общей культуры, гражданского становления подрастающего поколения Оренбуржья, а также социально – значимой сферой, объединяющей интересы всех участников воспитательного процесса: Правительства, министерства образования, администраций муниципальных образований, правоохранительных органов, учреждений культуры, здравоохранения, социальной защиты, предпринимателей, граждан Оренбургской области.
Приоритеты воспитания в современном социуме:
- героико-патриотическое;
- гражданско – правовое;
- воспитание хозяина земли;
- духовно – нравственное;
- семейное;
- художественно- эстетическое;
- физическое;
- трудовое.
2. Цель и задачи концепции
Цель:
Воспитание жизнеспособной и конкурентоспособной личности через ее восхождение к собственной индивидуальности, мастерству и творчеству, культуре и духовности, толерантности и гражданственности, готовой к созидательной социально значимой деятельности.
Задачи:
. формирование единого регионального воспитательного пространства Оренбуржья;
. развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений, создание эффективных локальных гуманистических воспитательных систем;
. развитие форм (направлений) созидательной социально значимой деятельности и включение юного оренбуржца в данный процесс;
. приобщение к опыту созидательной деятельности, включение воспитанников в разностороннюю деятельность на благо родного края;
. реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
. содействие семейному воспитанию, улучшению условий жизнедеятельности семей с детьми, расширению просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности;
. обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т.п.
Приоритетными для человека в современной социокультурной и экономической ситуации являются здоровье, культура (как общая, так и профессиональная), гуманизм, гражданственность, трудолюбие, нравственность, творческая самореализация, предприимчивость, коммуникативность, законопослушность, социально значимая деятельность.
3.Принципы воспитания юного оренбуржца в XXI веке
Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально- активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условий общественной жизни. В качестве принципов, определяющих (в наиболее общем виде) цели, стратегию, содержание, пути и способы воспитания, выступают следующие:
Принцип системности. Данный принцип требует рассматривать воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся во взаимосвязи, но и как часть другой системы, во многом влияющей на ее функционирование.
Этот принцип утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы: взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект – субъектных отношениях. Гуманизация предполагает « очеловечивание» системы образования через реализацию личностно – ориентированного подхода к организации воспитательного процесса и гуманитаризацию содержания образования.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что детей и подростков воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
4. Направления воспитания.
Воспитание юного оренбуржца в XXI веке реализуется через формирование и развитие социально значимых качеств личности по следующим направлениям:
|