Согласно плану работы районного отдела образования на платформе ZOOM10.02.2022 года состоялся практический семинар для учителей русского языка и литературы по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы как основы компетенции 21 века». Проходил он на базе МОБУ «Герасимовская СОШ». Было 38 подключений.
Заместитель директора школы Гемберова Н.Н. напомнила коллегам о понятии «функциональная грамотность», объяснила, почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы, поделилась тем, как идет работа по формированию разных видов грамотности у герасимовских школьников, и передала слово учителям русского языка и литературы.
Лихобаба Н.Г. рассказала, как применяет на уроках задания по читательской грамотности – основе основ функциональной грамотности, перешла к финансовой, приведя примеры из упражнений по русскому языку.
Также с позиции финансового образования можно разобрать такие литературные произведения, как «Скупой рыцарь», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Уроки французского» В.Г.Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Хозяйка медной горы» П. Бажова, «Челкаш» М.Горького… Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и честности. Финансовая неграмотность привела героев к затруднительным ситуациям.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы реально и возможно воспитывать финансовую грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни.
Жабина Э.Р. поделилась, как развивает у своих учеников математическую грамотность, показала задания на склонение числительных, использование цифровых, графических диктантов, составление текстов с включением в них количественных и порядковых числительных и т.д. Самый популярный вид схематической работы – кластер, является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям. Кроме того, предложила присутствующим и задания на формирование и развитие естественнонаучной грамотности: как вы понимаете смысл названия «Живая экосистема»? с помощью информации из Интернета продолжите перечень о животных-рекордсменах и т.п.
Ганина В.А. предложила коллегам для формирования креативного мышления следующие технологии: программа развития творческого мышления Э. Де Боно (расшифруйте слова; исключите лишнее слово из каждого столбца; определите лексическое значение слова через анализ словообразовательной модели; расскажи другими словами и т.д.); технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Элементы ТРИЗа можно использовать на уроках литературы. Например, применить технологию творческого пересказа. Можно использовать метод проектов, проблемное обучение и многое другое.
Ганина В.А. подчеркнула, что глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственнее использовать цифровые источники информации и СМИ, чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах.
Упражнения по формированию глобальных компетенций (темы здоровья, правильного питания, экологические проблемы, вымирание животных и растений). Обучение глобальным компетенциям может повысить возможности трудоустройства.
Своеобразной оценкой уровня развития функциональнойграмотности у школьниковстановится итоговое собеседование в 9 классе. Выбираясамостоятельно тему для монолога и диалога, форму ответа (повествование, описание, рассуждение), обучающийся оценивает свои знания и возможности.
Учителя Герасимовской школы своим трудом и примером подтвердили, что русский язык – это универсальный предмет, в нем можно найти упражнения и задания на формирование и развитие всех видов функциональной грамотности.
Коллеги, присутствующие на семинаре, по достоинству оценили вклад педагогов МОБУ «Герасимовская СОШ», выразили благодарность и готовность использовать предложенный материал в своей деятельности. |